У всех нас есть идеи о том, что делает кого-то умным (или нет).
Многие из нас смотрят мемы или подборки забавных видеороликов о людях, совершающих невероятно глупые поступки, и подшучивают над тем, какими неразумными они должны быть, чтобы заниматься подобными занятиями, не принимая во внимание, что люди, которые делают весьма сомнительный жизненный выбор, могут быть умны в других областях.
Например, парень, который пытался оседлать медведя гризли, как пони, возможно, принял не самое рациональное решение в тот момент и, возможно, все еще выздоравливает в больнице, но его понимание кода и способность разобрать компьютер и отремонтировать его могут быть беспрецедентными. Итак, он умен или нет?
Давайте выйдем за рамки личных восприятий и предубеждений, чтобы посмотреть, что на самом деле означает интеллект, а также как он может проявляться по-разному в зависимости от конкретного человека.
Существует много разных “типов” интеллекта.
Вероятно, вы слышали об эмоциональном интеллекте раньше, но знаете ли вы, что существует несколько других типов интеллекта?
В 1983 году известный американский психолог по имени Говард Гарднер разработал теорию множественного интеллекта. Из своих многолетних наблюдений за пациентами он пришел к выводу, что существует восемь (8) различных форм интеллекта:
- Логико-математический
- Телесно-кинестетический
- Межличностный
- Внутриличностный
- Лингвистический
- Музыкальный
- Пространственный
- Натуралистичный
Для человека необычно проявлять сильные стороны во всех восьми областях. Вместо этого большинство людей обладают большой силой в одной из них, умеренными способностями в нескольких других и относительными слабостями в остальных.
В разных культурах интеллект определяется по-разному.
Если вы много путешествовали или даже ели в разных этнических ресторанах, вы, вероятно, заметили, что манеры поведения за столом различаются в разных культурах. То, что считается вежливым в одной стране, может считаться ужасно грубым в другой, и наоборот.
То же самое касается разного восприятия красоты; одна культура может ценить черты, которые другая считает отвратительными.
Как вы можете себе представить, восприятие и признаки интеллекта также будут различаться в разных культурах. Один может уделять огромное внимание логико-математическому интеллекту и связанным с ним академическим достижениям, в то время как другой будет ценить социальную динамику или художественное творчество.
Точно так же разные культуры ожидают, что люди будут знать, как делать множество разных вещей. Человек, который знает, как использовать тысячи видов растений, может считаться глупым в культуре, которая придает большее значение компьютерному программированию или ловле рыбы с копьем. Они не могут представить, что кто-то не знает, как делать то, что для них является второй натурой.
Хотя интеллект может зависеть от генетики, он не ограничен и не определяется ими.
У двух умных людей обычно рождаются умные дети, но это не всегда так. Научные исследования показывают, что на генетическое влияние приходится где-то от 57% до 80% интеллектуального развития.
Другие факторы включают правильное питание в период развития маленького ребенка, а также то, испытывают ли они травмы, трудности, стабильную среду обитания и достаточную вовлеченность и сложность.
Допустим, у пары ученых были идентичные близнецы. Один из них вырос в стабильной семье, где было много хорошей еды, поощряющие взрослые и много здоровой умственной и эмоциональной стимуляции. Между тем, другой вырос в бедности или в раздираемой войной стране, с недостаточным питанием и постоянным стрессом.
Если бы оба близнеца прошли тесты на IQ в одинаковом возрасте, первый, скорее всего, набрал бы больше баллов, чем второй, даже если бы у них был одинаковый уровень образования.
Интеллект можно развивать и укреплять с течением времени.
Не существует конечного уровня интеллекта, который человек может развивать в течение жизни. В то время как мы можем достичь плато, когда дело доходит до роста или физической силы, наш разум может расти и расширяться, пока мы, наконец, не умрем.
Поскольку интеллект включает в себя приобретение и применение знаний, IQ человека может повышаться по мере того, как он со временем узнает больше, будь то академическое обучение или практический опыт.
Маленькие дети могут обладать потенциалом для высокого интеллекта, но у того, кто погружен в развивающие предметы, в конечном итоге будет более высокий показатель IQ, чем у того, кто подвергается воздействию только стимулов, которые останавливают их развитие в определенном возрасте или на определенной стадии.
Также важно отметить, что, хотя между мудростью и интеллектом есть разница, один может влиять на другого с огромной пользой. Мудрость также развивается со временем, когда человек переживает ситуации — и совершает ошибки, — которые расширяют самосознание, сострадание, проницательность, сопереживание и общую перспективу.
Подумайте об этом так: когнитивный интеллект может позволить вам иметь абстрактное представление о том, как может быть вывихнуто колено, а также о том, как его лечить.
В отличие от этого, мудрость включает в себя непосредственный опыт того, как чувствует себя вывихнутое колено, а также различные подходы к лечению, которые, как они знают, работают на них.
Когда вы объединяете эти два аспекта, вы становитесь источником всесторонней информации и практического опыта решения проблем.
Есть разница между “кристаллизованным” и “текучим” интеллектом.
Когда вы думаете о словах “кристалл” и “текучий”, вы, вероятно, представляете одну вещь, высеченную в камне (в буквальном смысле), и другую, которая является жидкостью.
Интеллект также может принимать следующие различные формы: первая относится к приобретенным навыкам, знаниям и опыту, которые человек накапливал с течением времени, а вторая относится к дедуктивному мышлению, творческому решению проблем и абстрактному мышлению.
По сути, это разница между знанием того, как что-то делать, потому что вы делали это тысячу раз раньше — как и человек, который вас научил, — и попытками найти новые и, возможно, более эффективные способы решения той же задачи.
Эмоциональный интеллект так же важен, как и когнитивный интеллект.
Мы упоминали эмоциональный интеллект в начале этой статьи, но знакомы ли вы с тем, что означает этот термин?
Человек может обладать невероятным когнитивным интеллектом, но с трудом распознавать собственные эмоции (и справляться с ними). Кроме того, им может быть трудно распознать, что чувствуют другие люди, основываясь на языке их тела и мимике, и они не знают, как сопереживать им.
Мы часто наблюдаем подобный тип поведения у нейродивергентных людей, но те, у кого больше мозгов, чем эмоций, также могут бороться с этим.
По мнению психологов Джона Майера и Питера Салови, эмоциональный интеллект (EI) включает в себя следующее:
- Самосознание: способность распознавать свои чувства, а также ценности, сильные и слабые стороны, уязвимости, отвращения, предпочтения и личные мотивы.
- Саморегуляция: знание того, как управлять своими чувствами и импульсами, например, сохранять спокойствие в условиях стресса, избегать импульсивных / разрушительных тенденций и не набрасываться на других, когда они расстроены.
- Эмпатия: понимание и “разделение” эмоций других людей путем признания того, через что они проходят, и проявления терпения, сострадания и заботы.
- Мотивация: способность быть чирлидером для достижения своих целей, будь то личный рост и развитие или цели, которых нужно достичь.
- Социальные навыки: это включает в себя все, что связано с межличностным взаимодействием, от общения и построения отношений до лидерства, командной работы, разрешения конфликтов и ведения переговоров.
Как и другие формы интеллекта, EI можно развивать и расширять с течением времени. Люди с ПТСР или ангедонией могут испытывать с этим больше трудностей, чем другие, так же как и люди с аутическим спектром или различными расстройствами личности.
Тем не менее, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может оказать неоценимую помощь в развитии и расширении этих навыков.
Высокоинтеллектуальные люди часто испытывают трудности в межличностных отношениях.
Люди с высоким интеллектом часто испытывают трудности с дружбой и интимными отношениями из-за различий в их методах обработки информации и общения.
Они часто переосмысливают и анализируют вещи с самых разных точек зрения и в конечном итоге становятся более эмоционально отстраненными, логичными и аналитичными в общении с другими.
Если окружающие более эмоциональны и способны сопереживать, это может привести к большому недопониманию и разочарованию с обеих сторон.
Это может быть так же просто, как чувствовать разочарование из-за отсутствия точности у другого человека и приводить аргументы в пользу того, что составляет достаточную эмоциональную или физическую привязанность.
Кроме того, многие люди с высоким IQ испытывают презрение к тем, кому больше нравится эмоциональное выражение, чем логические и рациональные доводы.
В результате многие люди с высоким интеллектом предпочитают дружбу и романтические отношения с теми, с кем они общаются на интеллектуальном / церебральном уровне (например, “сапиосексуалы”), а не эмоционально.
У них могут быть кратковременные интрижки с пылкими, эмоциональными типами, но их различия сделают любую долгосрочную пару несостоятельной. Они не смогут удовлетворить потребности или ожидания высокоэмоционального человека и, в свою очередь, будут разочарованы и раздражены теми, кто кажется им слишком нуждающимся, эмоциональным или драматичным.
Умные люди более склонны к беспокойству.
Возможно, вы заметили, что люди, которых вы сочли бы “менее чем сообразительными”, редко испытывают те же тревоги, что и те, кто более умен.
Подумайте об этом так: когнитивный интеллект может позволить вам иметь абстрактное представление о том, как может быть вывихнуто колено, а также о том, как его лечить.
В отличие от этого, мудрость включает в себя непосредственный опыт того, как чувствует себя вывихнутое колено, а также различные подходы к лечению, которые, как они знают, работают на них.
Когда вы объединяете эти два аспекта, вы становитесь источником всесторонней информации и практического опыта решения проблем.
Есть разница между “кристаллизованным” и “текучим” интеллектом.
Когда вы думаете о словах “кристалл” и “текучий”, вы, вероятно, представляете одну вещь, высеченную в камне (в буквальном смысле), и другую, которая является жидкостью.
Интеллект также может принимать следующие различные формы: первая относится к приобретенным навыкам, знаниям и опыту, которые человек накапливал с течением времени, а вторая относится к дедуктивному мышлению, творческому решению проблем и абстрактному мышлению.
По сути, это разница между знанием того, как что-то делать, потому что вы делали это тысячу раз раньше — как и человек, который вас научил, — и попытками найти новые и, возможно, более эффективные способы решения той же задачи.
Эмоциональный интеллект так же важен, как и когнитивный интеллект.
Мы упоминали эмоциональный интеллект в начале этой статьи, но знакомы ли вы с тем, что означает этот термин?
Человек может обладать невероятным когнитивным интеллектом, но с трудом распознавать собственные эмоции (и справляться с ними). Кроме того, им может быть трудно распознать, что чувствуют другие люди, основываясь на языке их тела и мимике, и они не знают, как сопереживать им.
Мы часто наблюдаем подобный тип поведения у нейродивергентных людей, но те, у кого больше мозгов, чем эмоций, также могут бороться с этим.
По мнению психологов Джона Майера и Питера Салови, эмоциональный интеллект (EI) включает в себя следующее:
- Самосознание: способность распознавать свои чувства, а также ценности, сильные и слабые стороны, уязвимости, отвращения, предпочтения и личные мотивы.
- Саморегуляция: знание того, как управлять своими чувствами и импульсами, например, сохранять спокойствие в условиях стресса, избегать импульсивных / разрушительных тенденций и не набрасываться на других, когда они расстроены.
- Эмпатия: понимание и “разделение” эмоций других людей путем признания того, через что они проходят, и проявления терпения, сострадания и заботы.
- Мотивация: способность быть чирлидером для достижения своих целей, будь то личный рост и развитие или цели, которых нужно достичь.
- Социальные навыки: это включает в себя все, что связано с межличностным взаимодействием, от общения и построения отношений до лидерства, командной работы, разрешения конфликтов и ведения переговоров.
Как и другие формы интеллекта, EI можно развивать и расширять с течением времени. Люди с ПТСР или ангедонией могут испытывать с этим больше трудностей, чем другие, так же как и люди с аутическим спектром или различными расстройствами личности.
Тем не менее, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может оказать неоценимую помощь в развитии и расширении этих навыков.
Высокоинтеллектуальные люди часто испытывают трудности в межличностных отношениях.
Люди с высоким интеллектом часто испытывают трудности с дружбой и интимными отношениями из-за различий в их методах обработки информации и общения.
Они часто переосмысливают и анализируют вещи с самых разных точек зрения и в конечном итоге становятся более эмоционально отстраненными, логичными и аналитичными в общении с другими.
Если окружающие более эмоциональны и способны сопереживать, это может привести к большому недопониманию и разочарованию с обеих сторон.
Это может быть так же просто, как чувствовать разочарование из-за отсутствия точности у другого человека и приводить аргументы в пользу того, что составляет достаточную эмоциональную или физическую привязанность.
Кроме того, многие люди с высоким IQ испытывают презрение к тем, кому больше нравится эмоциональное выражение, чем логические и рациональные доводы.
В результате многие люди с высоким интеллектом предпочитают дружбу и романтические отношения с теми, с кем они общаются на интеллектуальном / церебральном уровне (например, “сапиосексуалы”), а не эмоционально.
У них могут быть кратковременные интрижки с пылкими, эмоциональными типами, но их различия сделают любую долгосрочную пару несостоятельной. Они не смогут удовлетворить потребности или ожидания высокоэмоционального человека и, в свою очередь, будут разочарованы и раздражены теми, кто кажется им слишком нуждающимся, эмоциональным или драматичным.
Умные люди более склонны к беспокойству.
Возможно, вы заметили, что люди, которых вы сочли бы “менее чем сообразительными”, редко испытывают те же тревоги, что и те, кто более умен.
Исследования показали, что люди с более высоким уровнем IQ часто более склонны к генерализованному тревожному расстройству (GAD).
Их перфекционизм в сочетании с повышенной осведомленностью обо всем, что может пойти не так в любом взаимодействии, приводит к беспокойству и даже депрессии. Проще говоря, они все переосмысливают и ожидают, что будут вести себя идеально в любой ситуации, в которой окажутся.
Другие исследования показали, что высокоинтеллектуальные люди (HIP), по-видимому, менее склонны к развитию ПТСР после перенесенных травм. Это подразумевало, что их более высокие когнитивные способности позволили им сохранять аналитический подход к своему опыту вместо того, чтобы реагировать эмоционально,
и иметь более эффективные и широко распространенные механизмы совладания.
Можно быть умным, но не “уличным умником”.
Вы, вероятно, знаете массу людей, которые невероятно умны, но лишены здравого смысла. Это люди, которые, возможно, научились говорить на разных языках или разбирать тостер и собирать его снова, но они уйдут от банкомата, размахивая пригоршней денег, или оставят свою машину незапертой, потому что “все будет в порядке”.
Это потому, что быть умным никому не гарантирует успеха в реальных сценариях. Возможно, вы были лучшим выпускником в своем классе и известны своими академическими достижениями, но “уличная смекалка” развивается благодаря личному опыту и редко придерживается теоретических ситуаций.
Обычно недостаток непосредственного жизненного опыта (или неспособность извлекать уроки из этого опыта) заставляет высокоинтеллектуальных людей совершать поступки, которые ставят остальных из нас в тупик.
Довольно часто их высокомерие по поводу собственного интеллектуального мастерства заканчивается их гибелью. Их блеск снова и снова подкреплялся листками бумаги, в которых говорилось, какие они умные, и поэтому они не развивают ситуационную осведомленность, навыки решения проблем в режиме реального времени, умение вести переговоры или способность считывать социальные сигналы.
Люди с когнитивными нарушениями могут сохранить интеллект.
Часто бывает душераздирающе наблюдать, как состояние людей с болезнью Альцгеймера, деменцией или повреждением мозга со временем ухудшается, особенно если в молодости они были невероятно умными и способными.
Следует отметить одну интересную вещь: поскольку болезнь Альцгеймера в первую очередь влияет на исполнительную функцию и память, когнитивные способности человека могут оставаться практически неизменными. Это известно как “когнитивный резерв”, при котором мозг человека может адаптироваться и компенсировать упадок сил и повреждения.
Пока что исследования показывают, что этот тип когнитивного резерва связан с общим здоровьем мозга (например, благодаря питанию, отдыху и снижению стресса), а также с интеллектуальной стимуляцией, вовлечением в социальные взаимодействия и непрерывным образованием (таким как непрерывное обучение на протяжении всей жизни, будь то языки, ремесла или новые навыки приготовления пищи).
Важно отметить, что это скорее исключение, чем правило, но потенциал когнитивного резерва, безусловно, может вдохновить нас на то, чтобы стараться поддерживать свой мозг как можно более здоровым по мере продвижения по жизни!
——
Надеюсь, эти выводы расширили (и даже изменили) ваш взгляд на интеллект и на то, как восприятие его может меняться в разных культурах и даже на личном опыте.
Теперь вопрос в том, что вы собираетесь делать со своим собственным интеллектом? Чувствуете ли вы желание расширить его и улучшить? Или вы думаете, что сделаете все возможное, чтобы сохранить его в старости?